Трагедия Пахтакора

956

11 августа 1979 года в небе над украинским городом Днепродзержинском столкнулись два самолёта. Все 178 пассажиров погибли. В том числе футбольная команда «Пахтакор» практически в полном составе…

Они летели в Минск на календарный матч с местным «Динамо». Они — это тренер Идгай Тазетдинов, 14 игроков основного состава, врач и администратор команды. Это сейчас футболисты путешествуют чартерами — в то время подобная роскошь была доступна только верхушке партийной номенклатуры. Попутчиками ташкентских спортсменов на борту 65816, выполнявшем рейс по маршруту Ташкент-Гурьев-Донецк-Минск, были, как тогда говорили, рядовые советские граждане — рабочие, пенсионеры, дети.

Другой Ту-134 на той же высоте 8400 м направлялся из Челябинска в Кишинёв. В какой-то момент траектории движения лайнеров пересеклись. Чтобы разминуться в бескрайнем небе, двум махинам не хватило полсекунды! В 13 часов 35 минут 38 секунд один самолёт зацепил крылом хвост другого — и оба рухнули в бездну…

Не выжил никто.

ЧП долго замалчивали. Но как народу объяснишь бесследное исчезновение целой футбольной команды высшей лиги? Сделать вид, что ничего чрезвычайного не произошло, на сей раз партийным вождям не удалось. Спустя неделю после трагедии в «Советском спорте» появилась-таки заметка о похоронах в Ташкенте. А еще через девять месяцев общественности были предъявлены и якобы главные виновники авиакатастрофы — диспетчеры Харьковского центра управления Владимир Сумской и Николай Жуковский. Обоим дали по 15 лет, и дело перекочевало в архив.

 

Подробности стали известны много позже. А тогда, летом 1979-го, до горбачёвской перестройки и гласности было ещё очень далеко…

На суде говорили о том, что диспетчерам не удалось развести два самолёта по разным высотам. Но, разумеется, ни полслова не было сказано о недопустимой перегруженности воздушного пространства на данном направлении. И об одном из трёх свободных коридоров, с самого утра зарезервированном для правительственного борта, — тоже. В гости к председателю президиума Верховного Совета СССР Леониду Брежневу, который отдыхал в Крыму, собирался член политбюро Константин Черненко. Вот и пришлось остальные рейсы «уплотнить»…

Всё это вкупе с неблагоприятными погодными условиями (Днепропетровскую область, по свидетельствам очевидцев, в тот роковой день накрыл густой туман) и пресловутым человеческим фактором и привело к непоправимым последствиям.

Страницы: 1 2



Комментировать