Рекомендации начинающим предпринимателям

11130 820

10 подсказок для начинающих предпринимателей

На пороге открытия своего дела, когда идея бизнеса давно и прочно проросла в сознании, когда уже невыносимо работать по найму, однако катастрофически не хватает базовых бизнес-знаний, так важно получить своевременный совет профессионала, владельца собственной компании. Главная задача этой статьи – помочь зеленому стартаперу найти свой вектор цели в бурном океане новой для него стихии. Так сказать пройти бизнес курс для новичка.

Подсказка первая.

Любой новый проект должен пройти пилотный, экспериментальный вариант, с максимально прозрачной схемой оборачиваемости денег. Важно не создавать никаких усложнений, сделать его предельно простым, с наименьшими затратами, желательно без серьезных вложений, кредитов или неподъемных займов. Если для открытия своего дела необходимы солидные суммы для старта, лучше ориентироваться на собственные средства. Если же их нет, необходимо либо искать новую идею бизнеса без вложений, либо отказаться от открытия своего дела вовсе.

Когда предприниматель открывает свой бизнес впервые, существует большая доля вероятности того, что бизнес не пройдет проверку временем и не станет долгосрочным «станком» для печатания денег. В любой отрасли очень много подводных течений и нюансов, которые невозможно предусмотреть на начальном этапе или периоде обдумывания открытия своего дела и/или поиска бизнес-идеи. Предусмотреть все ловушки невозможно, даже составив подробный бизнес-план.

Потому первый бизнес-пилот должен быть недорогим, не требующим серьезных денежных и трудовых ресурсов. Первую же полученную прибыль необходимо направить на качественное развитие бизнеса и максимальное привлечение клиентов.

Подсказка вторая.

Не рекомендуется начинать свой бизнес с регистрации индивидуального предпринимательства или ООО, с аренды офиса, покупки мебели, компьютеров, дорогостоящего программного обеспечения и найма рабочей силы. Такой шаг возможен лишь при диверсификации уже стабильно существующего бизнеса, либо в условиях привлечения серьезных инвестиций в развитие своего дела.

Начало малого бизнеса необходимо начинать с поиска клиентов, с изучения их спроса. Для этого необходимо провести тщательный анализ и понять, что уже хорошо продается на рынке, на чем потенциальные конкуренты делают серьезные деньги. Затем нужно найти поставщика выбранного товара или услуги, либо самому сформировать предложение и выставить его на продажу. У такого продукта должен быть «быстрый цикл», то есть он должен живо продаваться, приносить первую существенную прибыль. Реализовать, скажем, большую партию товара крупным потребителям можно лишь очень хорошо подготовившись, на что уйдет довольно много времени. Потому лучше всего попробовать свои силы в организации продаж либо сезонных товаров, либо в реализации продукта, пользующегося повышенным спросом, частным конечным потребителям на рынке В2С.

Подсказка третья.

После того, как первые покупатели внесли свою лепту в становление нового бизнеса, необходимо быстро юридически оформить компанию или получить статус индивидуального предпринимателя. Лучше всего оформление статуса делегировать фирмам, которые сделают это за умеренную плату в кратчайшие сроки. Быстрота реагирования на любую бизнес-задачу у предпринимателя должна стать главенствующей: рынок очень быстро меняется, потому этот навык следует выработать на уровне автоматизма.

Любую рутинную работу, которая требует особых знаний, времени для исполнения, следует отдавать на аутсорсинг профессионалам, тем компаниям и фрилансерам, которые достигли определенного уровня развития в своей теме. Это позволит ускориться малому бизнесу, выйти на точку безубыточности в кратчайшие сроки.

Каждый предприниматель – стратег, который обязан видеть, как будет развиваться его бизнес через год, пять, десять лет. Для этого нужны помощники-исполнители, которые возьмут на себя часть работы, освободят от текучки, помогут собственнику стать над бизнесом.

Подсказка четвертая.

Поиск партнеров и сотрудников – второй этап развития предприятия, когда бизнес поставлен на поток, все процессы прозрачны и ясны самому предпринимателю. Чаще всего свое дело открывается вместе с кем-то из членов семьи или с друзьями, коллегами. Эта самая распространенная ошибка на этапе стартапа, поскольку рано или поздно в любой компании начинаются споры и разногласия по вопросам ведения бизнеса, раздела прибыли, часто заканчивающиеся потерей отношений.

Если возможно открыть свое дело без привлечения партнеров и соучредителей, лучше сделать это именно так, сохранив при этом семью, друзей и позитивные отношения с коллегами и близкими людьми.

Подсказка пятая.

Как только пилотный вариант приносит первые от десяти до ста продаж, бизнес проходит проверку на жизнеспособность, его необходимо масштабировать, шлифовать каждый бизнес-процесс в отдельности, объединяя в единый живой организм. На этом этапе рекомендуется создать активный отдел продаж, обучить наемный персонал и поставить конкретные задачи, спустить четкий труднодостижимый план.

Этот этап потребует от предпринимателя серьезных управленческих знаний и решений в вопросах подбора и обучения кадров, в формировании локомотивного отдела продаж, способного обеспечить компанию новыми заказами, привлечь серьезных клиентов, продать товар или услугу по всем законам жанра.

Продажи «в лоб» на сегодняшнем рынке России и стран СНГ канули в прошлое: довольно трудно получить солидную прибыль при таком подходе. Гораздо проще работают двухшаговые продажи в трехступенчатом отделе продаж. Для этого создаются три разных отдела, которые ведут клиентов по трем разным каналам к покупке нужного им продукта.

На первом этапе холодного обзвона работают самые неквалифицированные кадры, которые проходят обучение определенным технологиям поиска клиентов. Как только потенциальный клиент заинтересовался продуктом компании, его передают во второй отдел активных продаж, где с ним начинают работать матерые продавцы, способные закрыть сделку. Третий отдел – отдел по работе с клиентами, получает в разработку тех клиентов, которые уже сделали покупки в компании. В их задачу входит вся бумажная работа по оформлению документов и дальнейшее сопровождение покупателей с целью перевода их в разряд постоянных клиентов, лояльных к компании.

Подсказка шестая.

У предпринимателя существует два самых важных рычага управления компанией – стратегия и контроль. Грамотно выбранный курс в бизнесе способен быстро вывести фирму в лидеры рынка. Стратегическое управление базируется на тактической и оперативной каждодневной работе. Большая дерзкая цель, поэтапный план ее осуществления, четко поставленные задачи подчиненным и постоянный контроль за движением к успеху – четыре «кита», на которых базируется любой бизнес. Если одна из этих составляющих выпадает, бизнес начинает лихорадить, быстро выталкивая на обочину истории.

В связи с этим любому предпринимателю, решившему открыть свое дело, важно с первых шагов понять, с какой целью он начинает старт, что хочется добиться, в какие сроки и по какому плану. Без ответов на эти вопросы будет потерян вектор цели, а бизнес быстро превратится в «изображение бурной деятельности», без прибыли, без роста, без масштабирования.

Подсказка седьмая.

Одна из самых роковых ошибок, часто встречающаяся в малом бизнесе, способная разорить любое дело, — отсутствие должного учета. Часто предприниматели из ложной скромности, беря на работу родственников и друзей, не контролируют их расходы, получаемую выручку, прибыль. Тем самым порождают воровство, подлоги и мошенничество. Учет необходимо установить абсолютно во всех сферах деятельности, которые можно посчитать: контроль за движением материальных средств и расходных материалов, за утечкой рабочего времени сотрудников, за сроками выполнения задач и так далее.

Каждая маркетинговая акция, каждая выбранная стратегия продвижения продукта на рынок, каждый результат переговоров, продаж должны быть проанализированы с целью выявления их эффективности. Получения негативного опыта не избежать даже сильным и стабильным компаниям, потому опасения на этот счет излишни. Однако анализ и грамотные выводы помогут в дальнейшем избежать подобных ошибок, способствуя быстрому росту компании.

Подсказка восьмая.

Прибыль можно получать не только за счет увеличения наценки, так называемой маржи, но и за счет сокращения издержек обращения. Каждому предпринимателю необходимо овладеть навыками бережного производства, с помощью которых свести к минимуму затратную часть бизнеса. Для этого необходимо ежемесячно иметь перед глазами точный список всех фиксированных расходов: оплата аренды, зарплаты сотрудников, налогов, транспортных, коммунальных расходов, выплаты банковских кредитов и так далее.

Нефиксированные расходы, такие как пени, штрафы, командировочные расходы, оплата сотовой связи и питания сотрудников, могут быть минимизированы после анализа целесообразности и эффективности этих затрат. Навык учета и минимизации доходной и расходной частей способен вывести компанию на новые рубежи, оставив далеко позади конкурентов. Богат не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто экономно тратит.

Подсказка девятая.

Работа с ценой на продукт – основополагающая часть работы в любом бизнесе. С одной стороны, свое дело должно приносить существенный доход, иначе зачем его открывать в принципе. С другой, ценовой коридор диктует конкурентный рынок. Важно при формировании вменяемой цены заложить в нее не только все издержки обращения товара, но и сделать ее привлекательной для потребителя.

Чтобы цена на продукт была удобоваримой для клиента, необходимо определить несколько важных стратегий:

изучить конъюнктуру рынка, спрос на продукт и похожие предложения конкурентов;

попробовать сделать прогноз границ продаж и скорость реагирования рынка на предлагаемый продукт;

определить собственный аппетит от реализации предлагаемого компанией товара или услуги.

Кому-то достаточно иметь несколько тысяч долларов от продажи какого-то продукта, а кто-то ставит амбициозные цели и грезит о миллионных оборотах. В зависимости от этого работа с ценой и количеством продукта будет строиться по-разному.

Подсказка десятая.

С самого начала любой предпринимательской деятельности лучше всего сделать пошаговое описание каждого процесса. Это поможет предпринимателю самому досконально понять процесс оборачиваемости денег и получения прибыли, передать знания и навыки своим подчиненным и успешно проконтролировать решение ими поставленных задач.

Все, что не записано на бумаге, плохо поддается претворению в жизнь. Этот постулат может сыграть добрую службу не только на этапе начала своей деятельности в бизнесе, но и в течение всей жизни. Необходимо разработать четкие и понятные инструкции, написать конкретные скрипты и сценарии работы своим подчиненным на каждом этапе движения продукта от производителя к потребителю.

В качестве примера: при приеме на работу каждый сотрудник должен получить пошаговую должностную инструкцию, которая поможет ему войти в должность быстро и комфортно. Приказ о своем назначении и договор о материальной ответственности (касается продавцов, официантов, кладовщиков и других материально-ответственных лиц) каждый новый сотрудник должен подписать и получить на руки второй экземпляр в первый же рабочий день.

Сценарий холодного обзвона с учетом специфики предлагаемого продукта должен быть разработан и внедрен в отделе продаж с самого начала деятельности предприятия. От этих «мелочей» зависит судьба компании, ее рост и развитие, либо болезнь и быстрая смерть.

В этой статье автор пыталась помочь молодым неопытным предпринимателям верно выстроить стратегию своего дела, не наделав роковых ошибок с самого начала. Понятно, что это далеко не все подсказки, способные уберечь бизнес от банкротства, однако эти десять практических советов рекомендовано выполнить в первую очередь.



Комментировать