Костюмы у фигуристов запоминающиеся

file.php 761

Ни в одном зрелищном виде спорта понятие «мода» не нивелируется так, как в фигурном катании. Танцор бальных танцев может сказать: «Сейчас в моде объёмные юбки, отсутствие камней, большие шарфы и т.д.», — фигурист никогда не скажет.

Однако существует огромная разница между современными костюмами и костюмами 20-ти летней давности. Это связано с развитием новых технологий в производстве тканей, красителей и камней; особенно с появлением стрейч-тканей. Разница же между платьями 8-9-ти летней давности уже не так заметна. В костюмах используются все те же яркие, чистые цвета, меняются лишь цветовые оттенки, которые становятся более тонкими и изысканными.

Например, если это розовый цвет, то не избитая фуксия, а манго; если салатовый, то не открытый, а травяной. Вообще прослеживается общая тенденция к простоте, элегантности и гламурности, но нельзя сказать, что это мода, скорее проявление хорошего вкуса у спортсменов и создателей костюмов.

Очень популярна и у детей, и у взрослых испанская тема – «Дон Кихот», «Кармен», «Болеро», фламенко, а в последнее время – восток, особенно «Шахерезада», «Баядерка». Любое заметное культурное событие или выход блок-бастера находит отражение в программах для фигуристов: на тему «Звездных войн», «Матрицы», мюзиклов «Нотр-дам де Пари», «Cats».

В фигурном катании используются только стрейч ткани – бифлекс, лайкра, цветная и телесная сетка, стрейч бархат и т.д. Несмотря на эстетические функции, костюм для фигуристов это, прежде всего спортивный костюм, и он не должен ощущаться на теле во время выступления.

Особое отношение у фигуристов к телесной сетке. Если у бальников она по некоторым категориям совершенно запрещена, то в фигурном катании при грамотном использовании она имитирует голое тело, создает оптические эффекты, позволяющие скорректировать фигуру, скрывает синяки, полученные при падениях на тренировках. Но при непрофессиональном исполнении костюмов телесная сетка, плохо натянутая, выглядит как дряблая морщинистая кожа, нарушая впечатление от костюма.
Существуют для костюмов в фигурном катании и свои ограничения. Хочешь сделать костюм для фигурного катания из золотой ткани, пожалуйста, но если ты чемпион. Золотой цвет — цвет чемпионов. Возможно, некоторые считают, что костюм в фигурном катании по форме однообразен — купальник, короткая юбка. Но это кажущееся однообразие. Юбочки все разные. Юбка — эта важнейшая деталь — подбирается к платью очень тяжело. Также ес есть правила, оговаривающие, что костюм не должен быть слишком театрален
Для юбок используется легкий летящий шифон или всё та же стрейч-сетка, которая идеально имитирует шифон на расстоянии и к тому же не требует обработки.

Качественный сдвиг в эстетике костюмов наметился в тот момент, когда фигуристам разрешили использовать клеевые камни (раньше платья украшали только блестками), но следует помнить, что во избежание травматизма можно использовать только фирменные камни, проверенный непросроченный клей и по минимуму – крупные клеевые камни. Оптимальный размер – от ss14 до ss20.

Количество камней тоже имеет значение. Платье должно быть легким. Некоторые тренеры буквально взвешивают готовые изделия. Среди начинающих фигуристов есть еще особая этика. Считается неприличным, если на девочке, которая еще не очень хорошо катается, излишне дорогое платье. Поэтому в фигурном катании как нигде важна грамотная обдуманная расклейка – камни нужно клеить таким образом, чтобы казалось, что их больше чем есть на самом деле. Очень красиво использование камней разных размеров и оттенков в одном платье – более крупные и светлые камни подчеркивают декоративные линии, а более мелкие – заполняют фон.

Создание костюма всегда начинается с музыки. Обычно спортсмен приносит запись своей будущей программы на кассете или на диске и высказывает свои пожелания по поводу костюма.

Из музыки, хореографии, внешности и личности спортсмена, манеры его катания складывается образ будущего платья. Чем добросовестнее и профессиональнее клиент, тем больше он предоставляет информации художнику. Клиенты, которые пытаются заказать эскиз по телефону, говоря: «ну знаете, Рахманинов, сначала медленно, потом динамично, потом опять медленно» — обкрадывают самих себя.

На основе предоставленной информации дизайнером по костюмам, ведущим заказ, создаются несколько эскизов, из которых и выбирается прообраз костюма. В обсуждении эскизов могут принимать участие несколько человек — тренер, хореограф, сам спортсмен, его родители; важно, чтобы решающее слово принадлежало одному человеку – чаще всего это тренер.

Создание эскизов – очень ответственный и даже в чем-то сакральный процесс. Зачастую необходимо подавить в себе личность художника и сосредоточиться на личности спортсмена.

То, что в других видах искусства считается оригинальным стилем художника, в фигурном катании именуется повторяемостью. Иногда спортсмен меняет художника из-за того, что костюмы стали слишком узнаваемыми на льду, как говорится «видна рука». По той же причине спортсмены одного уровня стараются не заказывать платья у одного художника, если его профессиональный талант недостаточно мимикричен.

Когда эскиз выбран и скорректирован, начинается сам процесс изготовления. На первой примерке осуществляется затяжка, посадка изделия, наносятся конструктивные линии, предварительно определяются пропорции – линии пришива юбки, ширина брюк у мальчиков.

Пропорции в фигурном катании – краеугольный камень костюма. Обычно, профессиональный рост спортсмена совпадает с его переходным возрастом, когда фигура становится нескладной, вытягиваются руки и ноги; ноги к тому же очень удлиняются коньками, поэтому приходится на примерке зрительно занижать линию талии, максимально удлиняя торс.

Еще одна распространенная проблема – широкие накачанные плечи у девушек, в то время как требуется создать на льду нежный эфемерный образ. Это решается удлиненными вертикальными линиями, асимметрией, цветовыми контрастами.

Вторая примерка уже более зрелищная и интересная, на неё обычно приглашается тренер. Вторая примерка обязательно проводится с коньками, чтобы окончательно уточнить пропорции, длину юбки или брюк.

В любом случае, создание грамотного, зрелищного, технологически правильного, индивидуального костюма для фигуриста, это достаточно сложная как с художественной так и с производственной точки зрения работа. Если у Вас есть такая возможность, постарайтесь воспользоваться услугами профессиональных дизайнеров и мастеров из специализированных ателье. Ведь костюм фигуриста – важнейшая составляющая в достижении успеха на льду.

Комментарий по правилам по костюмам для фигурного катания

Фигурное катание отличается от большинства других видов спорта тем, что участники выступают не в командной униформе, а в ярких, зачастую театральных, костюмах. Однако, несмотря на кажущееся многообразие, определенные правила, касающиеся внешнего вида фигуристов, все же существуют.

Наиболее общее правило гласит, что костюм должен быть приемлемым (или пристойным) для спортивных соревнований (appropriate for athletical competitions). Нарушение этого правила грозит, в новой системе судейства, снятием 1.0 балла с финальной суммы, но до настоящего момент эта возможность использовалась судьями очень редко. Вероятно, не последнюю роль в этом играл тот факт, что четкого определения того с какого момента костюм начинает считаться «излишне театральным», а не просто «отражающим характер музыки» не существует.

Более конкретным объектом нареканий со стороны публики и наиболее консервативно настроенной части судейского корпуса является использование в костюмах ткани телесного цвета (illusion fabric), создающей впечатление обнаженного тела. Под давлением общественного мнения ISU добавило в правила строчку о том, что платья фигуристок не должны создавать эффекта излишней наготы, неприемлемой для спортивных соревнований (the dress of ladies in Figure Skating and Ice Dancing must not give the effect of excessive nudity inappropriate for an athletic sport), но на фасонах костюмах это пока никак не сказалось.

Помимо общих правил существуют и более четко сформулированные. Например, мужчины не могут выступать в костюмах без рукавов и в лосинах. Также как и два вышеупомянутых правила это соблюдается фигуристами далеко не всегда, в частности многие использовали костюмы, сделанные на основе трико, и гораздо больше похожие на лосины, чем на брюки.

Вплоть до Конгресса ИСУ 2004 года существовало правило, по которому фигуристки должны были обязательно выступать в юбках или платьях. Болельщики окрестили это требование «Katarina Rule», в честь легендарной немецкой фигуристки Катарины Витт, выступавшей однажды в костюме состоявшем из блестящего купальника и незначительно числа перьев на бедрах, что и вызвало появление этого правила. Исключение из этого правила было сделано лишь однажды: в сезоне 2003-2004 года танцорам для исполнения оригинального танца в ритме свинга разрешили использовать брючные костюмы. Конец эпохи обязательных платьев был положен лето 2004 года, по новым правилам фигуристки в одиночном и парном катании могут выступать в юбках, брюках или трико. В танцах на льду участницы, по прежнему, обязаны быть одеты в платья.



Комментировать