К зданиям детских садов особые требования

Проектирование-детского-сада-300x207 501

При проектировании детских дошкольных учреждений необходимо, чтобы помещения отвечали своему назначению и соответствовали педагогическим и гигиеническим требованиям.

Все, что препятствует выполнению режима, нарушает принцип групповой изоляции, лишает детей полноценного света и воздуха, затрудняет уход за детьми, нельзя считать приемлемым. Необходимо учитывать и такой важный фактор, как климатические особенности района.

В известной мере они определяют характер проектирования детских садов и их строительства.

Вся территория Советского Союза по признаку средних температур (изотермы) наиболее холодного (январь) и наиболее жаркого (июль) делится на четыре климатических района.

Здания детских дошкольных учреждений, построенные без учета климатических условий по типовым проектам средней полосы Советского Союза, например в Средней Азии или на Крайнем Севере, не могут удовлетворять основным требованиям данного климатического района.

Известно, что солнечная энергия, свет и тепло повышают жизнедеятельность организма человека. Особенно нуждается в солнечном свете растущий организм ребенка. Однако чрезмерное воздействие солнечных лучей, так же как и недостаток их, может оказать неблагоприятное влияние на детский организм (ожоги, перегревание и т. п., с одной стороны, недостаток ультрафиолетового облучения — с другой).

Между тем в жарком климатическом районе летом температура воздуха в помещении при неблагоприятных условиях может достигать +40° и выше. Такие температурные показатели, близкие к температуре тела человека и даже превышающие ее, предъявляют повышенные требования к организму, важнейшая функция которого — поддержание нормальной температуры тела.
Некоторые помещения, например застекленные веранды, предусматриваемые для средней полосы, в условиях юга из-за сильного перегрева начиная с мая не используются.

Для жарких районов более приемлемы открытые веранды, террасы, навесы, позволяющие организовывать сон, игры и занятия детей на открытом воздухе. Надежной защитой от солнца в жарком климатическом поясе служат также зеленые вьющиеся растения, покрывающие террасы, навесы.

В жарком климатическом районе с целью предохранения детских комнат от избытка солнечных лучей и, следовательно, от перегревания нужны защитные приспособления на оконных проемах в виде ставней, жалюзи, козырьков.

При температуре наружного воздуха +35, +40° температура в помещении снижается благодаря закрытым ставням на 4-4,5°, жалюзи на 3-4°, козырькам 1-1,5°. При их отсутствии температура в комнатах к вечеру может подняться на 7°.

При проектировании зданий детских дошкольных учреждений в южной зоне необходимо предусматривать также ориентацию детских помещений только на юг; удобную связь детских помещений с участком; повышенные требования к естественной аэрации здания; выделение кухни, прачечной и других хозяйственных помещений в отдельный блок.

Наиболее удачным решением следует считать одноэтажную павильонную планировку, которая обеспечивает выполнение указанных выше требований.
Специфика микроклиматических и метеорологических условий Крайнего Севера (сильные ветры, метели и снежные заносы; низкая температура наружного воздуха с ноября по март (от -40 до -45°); полярная ночь и день, вечномерзлый грунт и др.) не позволяет достаточно эффективно использовать проекты зданий, предназначенные для средней полосы СССР.
Например, для создания нормальных температурных условий в детских учреждениях Заполярья, помимо устройства рационального отопления, необходимо предусматривать надежную теплоизоляцию пола первых этажей зданий и на них размещать не детские, а подсобные помещения.
При планировке детских дошкольных учреждений на Крайнем Севере надо предусматривать некоторые дополнительные помещения, а также увеличение размера уже имеющихся.
Для одежды и обуви детей и персонала необходимы достаточные по размеру сушильные.
Не следует также забывать, что в детских учреждениях Крайнего Севера нужно отводить место для запаса продуктов и топлива. В Заполярье полярная ночь длится несколько месяцев, что вызывает ультрафиолетовую недостаточность. В этих случаях необходимо применять искусственное ультрафиолетовое облучение детей. С этой целью во всех детских учреждениях Крайнего Севера следует предусматривать соответствующие устройства для облучения детей ртутно-кварцевыми лампами типа ПРК-7 или фотарии (помещения, предназначенные для массового облучения детей).
Применять ультрафиолетовое облучение ребенка можно начиная с полуторамесячного возраста.
В детских дошкольных учреждениях некоторых городов Севера такие фотарии имеются. Площадь для них определяется необходимым для этого оборудованием. Для установки кварцевой лампы ПРК-7 минимальная площадь должна быть 4X5,4 м. Тогда по кругу на расстоянии 2,5 м от лампы можно разместить всю группу (25 детей).
Для поддержания соответствующей температуры воздуха (25°) при облучении детей в помещении фотария на потолке монтируют лампы «соллюкс» или обычные лампы накаливания с рефлекторами.
В помещении фотария должна предусматриваться центральная вытяжная вентиляция и проводиться усиленное проветривание для удаления образующихся при облучении вредных газов — окислов азота и озона.

ВМЕСТИМОСТЬ ЗДАНИЯ

В связи с тем что ясли-сад — новый тип детского учреждения, при проектировании возникают вопросы, нуждающиеся в гигиеническом обосновании: каковой должна быть максимальная вместимость здания, его этажность, какое наиболее рациональное взаиморасположение помещений, предназначенных для групп детей раннего и дошкольного возраста.
С целью проверки гигиенической целесообразности строительства дошкольных учреждений, рассчитанных на большое количество детей, нами проведен сравнительный анализ заболеваемости в учреждениях разной вместимости: в шестигрупповых на 140 мест (7 детских учреждений) и в двенадцатигрупповых на 280 мест (4 детских учреждения).
В детских учреждениях большей вместимости заболеваемость оказалась значительно выше, чем в учреждениях с меньшим количеством детей. В таких учреждениях, кроме того, возникают большие трудности и в организации воспитательно-образовательного процесса и в работе заведующей. Она должна знать жизнь детей, работу персонала прежде всего как педагог, чтобы в случае небходимости оказать помощь или внести те или иные поправки.
Таким образом, по гигиеническим и педагогическим соображениям максимальная вместимость объединенных дошкольных учреждений не должна превышать 160 мест (3 группы детей раннего и 4 группы детей дошкольного возраста).
Строительные нормативы (1972) предусматривают следующие типы зданий яслей-садов: на 25, 50 и 90 мест (с увеличением количества мест на лето) и на 90, 140, 160, 280 и 320 мест. В отдельных случаях (с разрешения министерств просвещения и народного образования) допускается строительство зданий яслей-садов на 560 и 640 мест (так называемые комплексы яслей-садов).
Такие комплексы решено проектировать в виде отдельных корпусов, с помещениями не более чем на 8 групп в каждом и административно-хозяйственного корпуса для обслуживания всего комплекса. Между корпусами, как правило, планируются отапливаемые переходы. Неотапливаемые переходы и галереи между корпусами допускаются только в теплом и жарком климатических районах. Высота крытых переходов и галерей (от пола до потолка) — 2,2 м.
В яслях-садах сельских населенных пунктов намечено увеличение количества мест на летнее время (с 25 мест до 50, с 50 мест до 95, с 90 мест до 180) в новостройках, за счет использования спален-веранд (при круглосуточном пребывании детей спальни-веранды используются по прямому назначению); в существующих зданиях яслей-садов, находящихся в теплом и жарком климатических районах,- за счет дополнительного строительства летних павильонов. Летние павильоны на 1-2 группы предполагается строить неотапливаемыми.

ЭТАЖНОСТЬ ЗДАНИЯ

Здания дошкольных учреждений рекомендуется строить в 1-2 этажа. Как показали наблюдения, подъем детей и персонала на второй и третий этажи утомляет их и приводит к нарушениям функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Дети ежедневно поднимаются по лестнице не менее 2-3 раз в день, и притом в верхней одежде, которая, особенно зимой, осложняет их подъем на третий этаж. В результате частота дыхания и вентиляция легких увеличиваются почти в три раза против подъема на верхний этаж в комнатной одежде.
Восстановления пульса и дыхания после подъема по лестнице на третий этаж и трехминутного отдыха спокойного состояния в большинстве случаев не наступает. К концу четвертой минуты частота дыхания восстанавливается только у 40%, а вентиляция легких у 13% детей. У остальных к этому времени дыхание остается учащенным или замедленным.
Персоналу детских учреждений в течение рабочего дня также часто приходится подниматься на этажи, при этом почти всегда с разного рода тяжестями: с детьми, питанием, бельем, оборудованием.
Очень тяжел подъем по лестницам с малышами на руках. Наблюдения за физиологическими сдвигами у взрослых людей, которые поднимались с первого на второй и третий этажи с детьми на руках, показали, что характер нагрузки зависит не только от возраста и веса ребенка, но и в значительной степени от веса его одежды и высоты подъема.
Дети, ожидающие, пока их сведут или снесут по лестницам, требуют надзора, обеспечить который затруднительно. Одетые дети, находясь длительное время в помещении, потеют. Таким образом, обеспечить выход маленьких детей с третьего этажа на прогулку и возвращение после нее тяжело физически и сложно организационно.
Подниматься и спускаться с лестницы дети должны организованно, достаточно медленно, не бежать и не перегонять друг друга. Хорошо, если при подъеме дети снимут и понесут в руках галоши, расстегнут пальто, развяжут шарфы. На площадке надо останавливаться для короткой передышки.
Чтобы не нарушилось правильное дыхание, при подъеме по лестнице детям лучше не разговаривать.
Лестницы должны быть удобными для подъема и спуска. Наиболее целесообразная ширина ступеней 28-30 см, при уклоне лестничных маршей 1 : 2, а в каждом из них не более 12 ступеней.
Прямые вертикальные планки, на которых расположены перила, должны быть на расстоянии не более 10 см одна от другой, чтобы дети не могли пролезать между ними; выше перил следует делать дополнительное ограждение высотой 0,5 м. Для обеспечения подъема детей по лестнице в соответствии с их ростом ниже перил для взрослых и у стен на высоте 50-55 см делаются дополнительные поручни для детей. Они должны быть совершенно гладкими.

РАЗМЕЩЕНИЕ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

При планировке детского дошкольного учреждения возникает вопрос: по какому принципу размещать группы детей на этажах? Некоторые педагоги (да и врачи) и архитекторы утверждают, что на верхних этажах теплее; поэтому там и надо размещать маленьких детей, чтобы не подвергать их простудным заболеваниям.
Мы изучали микроклимат на всех трех этажах детского учреждения с центральным водяным отоплением. Измеряли температуру, относительную влажность, скорость движения воздуха, температуру ограждающих поверхностей (пол и стены). Учитывали также температуру воды в котле и температуру наружного воздуха.
Измерения производили на двух уровнях: на высоте 1,5 м и 1 м от пола, т. е. роста взрослого человека и роста ребенка. Оказалось, что температура воздуха на обоих уровнях имеет небольшую тенденцию к понижению от третьего к первому этажу, как во время проветривания, так и при закрытых окнах.
Температура ограждающих поверхностей (стен и пола) изменяется в том же направлении, т. е. на нижних этажах она несколько ниже, чем на верхних.
Обследования теплового состояния детей, находящихся на разных этажах, показали, что средняя температура кожи у тех и других ребят почти одинаковая.
Произведенный анализ заболевания детей гриппом, катаром верхних дыхательных путей, бронхитом показал, что этажность не оказывает заметного влияния на количество простудных заболеваний.
Таким образом, для создания наилучших температурных условий для детей раннего возраста необязательно размещать их на верхних этажах. При размещении самых маленьких на первом этаже необходимо предусматривать рациональную систему отопления и надежную защиту от проникновения токов холодного наружного воздуха в детские помещения.
В детских учреждениях полы групповых комнат первого этажа должны подогреваться до +22°.

ИЗОЛЯЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Маленькие дети очень восприимчивы к заразным заболеваниям. Но если малыши до 3 лет мало общаются со взрослыми и старшими детьми, то общение детей от 3 до 7 лет значительно шире. Поэтому они чаще, чем малыши, могут стать источником инфекций.
Учитывая это, необходимо предусматривать в объединенном дошкольном учреждении две изолированные секции: для детей до 3 лет и для детей от 3 до 7 лет.
Ясли-сады могут проектироваться в одном или нескольких зданиях, соединенных между собой закрытыми переходами. В жарком климате эти переходы устраивать не обязательно.
При размещении детского учреждения в одном здании наиболее целесообразно располагать группы детей раннего возраста и группы более старших детей в разных крыльях зданий или поэтажно, с тем чтобы исключить возможность контакта.
С целью проверки эпидемиологической целесообразности такого размещения проводились наблюдения в трехэтажном здании объединенного детского учреждения. Дети раннего и более старшего возраста были размещены в разных крыльях зданий. Дети до 3 лет были расположены в одном крыле на всех трех этажах здания, по одной группе на каждом этаже. В другом крыле таким же образом находились группы детей от 3 до 7 лет. Крылья здания на всех трех этажах соединены между собой коридорами. На первом этаже центральной части здания были кухня и изолятор, на втором — кабинеты врача и заведующей и на третьем — зал для музыкальных занятий и гимнастики.
Анализ заболеваемости детей показал, что вследствие неудачной планировки здания (соединение крыльев коридорами, отсутствие групповой изоляции в четырех из шести групп) происходило распространение некоторых заразных болезней из группы в группу, с этажа на этаж. «Цепочка» по детскому учреждению продолжалась четыре месяца, охватив все группы, в обоих крыльях здания, на трех этажах. При данной планировке изолировать пораженную группу было затруднительно, так как помещения для детей были соединены коридором.
Цепочкой мы назвали передачу инфекции из одной возрастной группы в другую.
Очевидно, планировка яслей-садов по крыльям здания при наличии транзитных коридоров и сообщения между ними не обеспечивает нужной изоляции групп. Расположение групп по этажам, когда отсутствуют отдельные входы для каждой из них, также не предохраняет от распространения инфекции.
Лучше всего размещать детей раннего и старшего возраста в отдельных зданиях, соединенных между собой крытыми переходами. При проектировании дошкольного учреждения в одном здании следует отделять помещения для детей раннего возраста от помещений для старших детей, располагая их в разных, не сообщающихся между собой крыльях здания.
Согласно существующим санитарным нормам и правилам в яслях-садах каждая группа детей раннего возраста должна иметь отдельный вход. Устройство общего входа на две группы допускается лишь при расположении их на втором этаже. Для детей от 3 до 7 лет допускается устройство общего входа не более чем на 3 группы.
Групповая изоляция не только снижает заразные заболевания в детских учреждениях, предотвращая перенос инфекции из одной группы в другую, но и способствует охране здоровья детей, обеспечивая большую их организованность и покой.

ПЛАНИРОВКА И ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ

Одним из главных гигиенических и педагогических требований к проектированию зданий детских дошкольных учреждений следует считать соответствие набора и размера помещений действительной в них потребности.
При занижении норм площадей и тем более при полном отсутствии необходимых помещений возникают затруднения, мешающие выполнению различных гигиенических и педагогических требований по уходу и воспитанию детей. В связи с этим нередко затрачиваются большие средства на всякого рода переделки и приспособления некоторых помещений к действительным нуждам детского учреждения.
Каждая возрастная группа в детском учреждении должна иметь свой набор помещений, изолированный от помещений других групп. В настоящее время здания детских яслей-садов проектируются универсальными (для дневного и круглосуточного пребывания детей). В таких детских учреждениях групповая ячейка для детей раннего возраста обособлена и состоит из приемной (16 м2), игральной-столовой (50 м2), спальни-веранды (36 м2), туалетной (12 м2).
В корпусах комплексов допускается проектирование общего входа на 4 групповые ячейки дошкольного возраста.
В состав помещений для каждой группы детей от 3 до 7 лет входят раздевальная (16 м2), групповая (50 м2), спальня-веранда (50 м2), туалетная (16 м2).
В каждой групповой ячейке буфетная (3 м2), расположенная на площади групповой в изолированном помещении.
Предусматривается удобная (без прохода через помещения других групп) внутренняя связь каждой группы с залом, комнатой заболевшего ребенка (изолятор), административно-хозяйственными помещениями.
Непосредственную связь между собой должны иметь: в групповых ячейках ясельного возраста — игральная-столовая с приемной, спальней-верандой или спальней, туалетной и буфетной; в групповых ячейках дошкольного возраста — групповая с раздевальной, спальней-верандой или спальней, туалетной и буфетной. Допускается связь спальни-веранды или спальни с туалетной и раздевальной с туалетной.
Примечания.
1. Между спальней-верандой (или спальней) и игральной-столовой или приемной допускается устройство остекленной перегородки.
2. Между групповой и спальней-верандой (или спальней) допускается устройство трудносгораемой или несгораемой раздвижной перегородки.

Приемная для детей раннего возраста и раздевальная для детей дошкольного возраста

В приемной и раздевальной принимают и осматривают детей, хранят их верхнюю одежду, одевают детей на прогулку и раздевают по возвращении. Утром медицинская сестра у детей раннего возраста ежедневно измеряет температуру, а в случае подозрения на заболевание беседует с родителями ребенка.
Пользоваться общей приемной (или раздевальной) двум и более группам не рекомендуется, так как с увеличением количества детей в помещении увеличивается возможность возникновения в дошкольном учреждении различного рода инфекций.
Кроме того, сосредоточение большого количества детей неизбежно усиливает их нервное возбуждение, вызывает ухудшение воздуха в помещении, увеличение количества пыли и микроорганизмов.
Полы в приемной и раздевальной должны быть гладкими, но не скользкими; лучшее покрытие — линолеум. Окраска стен легкомоющейся масляной краской даст возможность поддерживать их постоянную чистоту.
Для лучшей расстановки мебели желательно, чтобы приемная была прямоугольной формы.
Основным оборудованием приемной (или раздевальной) могут быть как встроенные, пристроенные, так и отдельно стоящие шкафы для хранения детской одежды.
Для каждого ребенка до трехлетнего возраста выделяется индивидуальный шкафчик. Состоит он из трех отделений: верхнего — для белья и комнатной одежды, среднего — для пальто, рейтуз, головного убора и нижнего — для обуви, желательно с откидной крышкой, на которой дети могут сидеть во время обувания. В дверце ящика вверху и внизу прорезают отверстия для движения воздуха.
Для просушки детской одежды шкафчики оснащают обогревательными приборами (их присоединяют к системе горячего водоснабжения) и вытяжкой (от общей вентиляции).
При таком оборудовании исключается необходимость иметь специальные сушильные шкафы.
Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) можно применять вешалки открытого типа. В этом случае одежду вешают не на крючки, как обычно, а на плечики; обувь ставят внизу, в ящики.
На открытых вешалках пальто на «плечиках» хорошо просушивается и проветривается. Нижняя стенка (дно вешалки), предназначенная для обуви, делается не сплошная, а из реек, чтобы влага и песок с обуви не задерживались в ячейке. Дно приподнято над полом на 10-15 см, чтобы легче было протереть пол под вешалкой.
Высота вешалок и шкафчиков от пола до верха 115-120 см. Длина открытой вешалки на семь пальто — 127 см, шкафчика с пятью гнездами — 126 см. В любом случае нужно обеспечить индивидуальное хранение детской одежды.
В раздевальной нужно иметь также настенное зеркало. Для самостоятельного обувания детей в раздевальной требуются низкие (высотой 15-20 см) диванчики или приступочки (2X1 м); их ставят посреди приемной (или раздевальной), после использования можно задвигать под детские вешалки для верхней одежды.
В приемной ставят пеленальные столики для осмотра, раздевания и одевания детей раннего возраста и выделяют хорошо освещенное место для грудного кормления детей, где располагают стол, стулья, подставки для ног, вешалки для халатов и верхней одежды матерей, умывальники с мылом и вешалкой для полотенец.
В приемной для более старших групп также следует установить раковину для мытья рук медицинского работника после осмотра детей.
В раздевальной должны храниться щетки для чистки одежды и обуви, венички для их обметания в снежную погоду. Для них следует иметь закрытые ящики.
При входе в раздевальную должен быть коврик для ног, а в сухую погоду хорошо использовать специальное приспособление из щеток для снятия с обуви пыли.

Групповая комната и ее оборудование

Групповая комната является основным помещением, где проходит большая часть дня ребенка: еда (кормление), бодрствование, игры, занятия, труд, а при отсутствии веранд или спален — и сон. Площадь групповой комнаты должна обеспечить расстановку необходимой мебели, строительного материала, крупных игрушек, а также пособий для развития движения детей. Групповые комнаты проектируют из расчета 2,5 м2 на ребенка до 3 лет и 2 м2 для детей дошкольного возраста.
Высота помещений в дошкольных учреждениях должна быть не менее 3 м.
Воздух в низких помещениях нагревается быстрее, чем в высоких, особенно в жаркое время года. Поэтому в условиях жаркого климата, по мнению гигиенистов, высота помещений должна быть 3,5-3,75 м.
Понижение высоты помещений вызывает увеличение в воздухе концентрации углекислоты.
Проветривание групповых комнат со сниженной высотой в присутствии детей при минусовых температурах наружного воздуха затруднительно вследствие резкого падения температуры воздуха в комнате на уровне дыхания ребенка.
Очень важно, чтобы групповая комната была светлой. Это зависит не только от количества окон и светильников, но и от окраски стен в светлые теплые тона: светло-желтый, кремовый, бледно-розовый и т. д., дающие наибольший коэффициент отражения световых лучей.
Стены должны быть гладкими и на высоте 1,5 м от пола покрыты масляной краской, чтобы можно было их легко протереть влажной тряпкой. Потолок окрашивают белой клеевой, а двери и переплеты окон масляной краской.
Полы должны быть теплыми, плотными, без щелей, лучше окрашенными масляной краской или покрытыми линолеумом. Паркетные полы в детских комнатах не рекомендуются, так как в этом случае нельзя ежедневно производить влажную уборку помещения.
В последние годы для покрытия полов в дошкольных учреждениях применяют полимерные материалы. Установлено, что не все синтетические материалы, применяемые в строительстве, отвечают гигиеническим требованиям. Например, некоторые виды линолеума, релина, полихлорвиниловые плитки, применяемые для покрытия пола, нередко являются источником загрязнения воздуха в помещении вредными для здоровья веществами. Кроме того, пол, покрытый полихлорвиниловыми плитками, чересчур прохладен, детям на нем неуютно.
Полимерные материалы иногда применяют и для отделки детской мебели. Если слоистый бумажный пластик можно применять в качестве отделки деревянной мебели, то древесно-стружечные плиты использовать для этих целей не следует, так как они изготовляются на основе мочевинноформальдегидной смолы, вредной для здоровья детей.
При выборе полимерных материалов для отделки полов и мебели в помещениях яслей-садов следует руководствоваться перечнем материалов и изделий, разрешенных Министерством здравоохранения СССР к применению в строительстве.
Предметы оборудования и мебель в групповых комнатах надо устанавливать в определенном порядке, чтобы сохранять взаимоотношение одного предмета с другим при их использовании.
Формы и размеры оборудования должны быть такими, чтобы в групповой комнате было свободно и в то же время уютно и удобно для игр и занятий детей.
Принимая во внимание потребность детей в движении, количество оборудования в групповых комнатах следует ограничивать.
Основные требования, предъявляемые к детской мебели, общеизвестны. Мебель должна соответствовать задачам воспитательно-образовательного процесса, быть простой по форме, несложной по конструкции, прочной, устойчивой, малогабаритной, а также недорогой. Необходимо, чтобы мебель была с закругленными краями и углами, без выступающих винтов и соответствовала габаритам помещения.
Окраска и покрытие мебели должны быть гигиеничными, допускающими уборку влажным способом, а в случае небходимости — дезинфицирующими растворами.
В помещениях яслей-садов следует иметь встроенное или пристроенное оборудование. Оно освобождает некоторую площадь, увеличивает кубатуру воздуха. Пользование им не только более удобно, но и гигиенично: сокращаются до минимума поверхности, служащие местом скопления пыли; облегчается труд персонала; уменьшается количество углов и выступов, могущих нанести травму детям.
Вместе с тем стационарное встроенное или пристроенное оборудование (например, шкафы, полочки, стеллажи) обходится значительно дешевле обычной мебели. В практике типового проектирования встроенная мебель должна быть: в групповых комнатах (внутристенные шкафы для пособий, строительных материалов, узкие столы вдоль окон); в раздевальных и приемных (шкафы для верхней одежды, с устройством, обеспечивающим ее сушку, вешалки для одежды матерей, шкафы для одежды персонала); в туалетных (хозяйственные шкафы); в спальнях (шкафы для постельного белья).
Для проектирования внутристенного оборудования нужно в процессе планировки оставлять как можно большую протяженность внутренних стен, не пересеченных проемами, углами и т. п.
В групповой комнате для детей первого года жизни должно быть следующее оборудование: манеж, который устанавливается на 50-60 см от окон, индивидуальный манеж, 2 умывальника (для подмывания детей и для мытья рук), 1-2 туалетных стола, настенная вешалка для детских полотенец, 2 стола с выдвижными креслицами, стол детский четырехместный и стулья к нему, диванчики, 2-3 кроватки для детей, которым сон на веранде временно противопоказан.
Нужны также стулья или табуреты для взрослых, шкаф для чистого белья и бак с крышкой для грязного.
Туалетный стол рекомендуется делать с двумя выдвижными ящиками: один — для предметов ухода (ножницы, банка с ватой, банка с пипетками для капель и т. п.), второй — для чулок, колготок, обуви. Под крышкой стола — открытая полка для белья, одежды, пеленок.
На туалетный стол надо класть мягкий матрасик, с двух сторон обшитый клеенкой. Туалетный стол необходимо хорошо освещать. Для детей второго и третьего года жизни надо иметь: пять четырехместных столов и к ним стулья по числу детей, шкаф для игрушек, диванчик детский, низкий, горку, туалетный стол, шкаф для посуды, белья, стол раздаточный, стол и стулья для воспитателя и няни.
В групповой комнате для детей от 3 до 7 лет надо иметь: шкафы для пособий, посуды, стеллажи для игрушек, строительного материала, стол для уголка природы, для книг, подставку для картин, доску на стене для рисования мелом.
Основное оборудование детских помещений — столы и стулья. Очень важно, чтобы размеры столов и стульев соответствовали росту каждого ребенка. С этой целью надо пользоваться данными, полученными при ежегодном (в сентябре) измерении роста детей, а мебель маркировать (делать пометку, знак), чтобы за одним и тем же столом, на одинаковых стульях не сидели дети с большой разницей в росте. В этот же период мебель подбирается по росту детей.
Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени вместе с высотой стопы плюс 1,5-2 см на толщину каблука и подошвы обуви. Глубина стула равна 2/3 длины бедра, ширина сиденья на 5-6 см превышает ширину таза ребенка. Спинка стула должна быть несколько отклонена (на 8°) и доходить до нижнего края лопаток.
Высота стола подбирается в соответствии с высотой стула, сидя на котором ребенок может свободно положить на стол руки, согнутые в локтях.
Дифференция — расстояние крышки стола от сиденья стула — должна строго соблюдаться. При слишком высоком столе ребенок вынужден вытягиваться, высоко поднимать руки, при низком столе — сутулиться, низко опускать голову.
Важно также не нарушить дистанцию, т. е. стул должен ставиться к столу так, чтобы передний край его сиденья заходил под крышку стола на 3-5 см, тогда ребенок будет сидеть за столом без напряжения.
В каждой возрастной группе нужно иметь не менее двух размеров столов и стульев, при этом 2/3 их предусматривается для основной ростовой группы, остальная — для детей ниже и выше среднего роста. В отдельных случаях, когда нужной мебели для детей ниже и выше среднего роста в группе нет, надо приспосабливать имеющиеся столы и стулья, снижая высоту или наращивая ее.

Буфетная

Чтобы хорошо мыть, стерилизовать, сушить и хранить чистую посуду, а также раскладывать пищу для детей, нужна специальная буфетная. Расположить ее целесообразно рядом с групповой комнатой, но за перегородкой с плотно закрывающейся дверью, чтобы избежать случайного загрязнения посуды, пищи, обеспечить возможность своевременной и тщательной очистки посуды, не нарушая режима дня.
Расчет площади буфетной зависит от ее оборудования. Для мытья детской столовой и чайной посуды в буфетной следует иметь двухгнездную мойку (или, еще лучше, трехгнездную) с откидными полками-крыльями по бокам для складывания на одной из них грязной, на другой чистой посуды.
Длина двухгнездной мойки с крыльями составляет примерно 1 м 60 см при ширине 55 см.
Нужен также шкаф для хранения чистой посуды около 1 м длиной и 45 см шириной; стол для раздачи пищи — длина 1 м, ширина 72 см; между указанным оборудованием необходимы проходы. Поэтому площадь составляет около 4 м2.
К мойке подводится холодная и горячая вода. В настоящее время буфетные предусматриваются при каждой групповой ячейке на площади игральной-столовой или групповой комнаты в изолированном помещении площадью 3 м2.

Веранда

Значение свежего воздуха для здоровья детей хорошо известно. По режиму дня в холодное время года с детьми дошкольного возраста полагается гулять два раза в день по 1/2-2 часа. Однако с самыми маленькими проведение прогулок в эти сезоны затруднительно.
Одевание и раздевание малышей занимает так много времени, что пребывание на воздухе значительно сокращается. В случае плохой погоды детей и вовсе нельзя выводить гулять.
Прогулки, если даже они регулярны, недостаточны по времени. Увеличить продолжительность пребывания на свежем воздухе может сон на веранде при открытых окнах. Сон на веранде позволяет детям регулярно во все сезоны года и в любую погоду пользоваться свежим воздухом.
Если в детском учреждении нет специально выделенного помещения для сна детей, то это оказывает отрицательное влияние на состояние воздуха в групповых комнатах. При отсутствии веранд или спален приходится несколько раз в день в зависимости от режима изменять расстановку мебели, например при подготовке ко сну раскладывать детские кровати и постельные принадлежности, передвигать столы, стулья, крупные игрушки; после сна — складывать и убирать кровати и мягкое оборудование, снова расставлять столы, стулья.
При этом поднимается много пыли, ухудшается состав воздуха в детских помещениях.
Поэтому при отсутствии отдельных помещений для сна (веранд, спален) необходимо особенно тщательное проветривание групповых комнат, уход за постельными принадлежностями.
При наличии в детских учреждениях неотапливаемых веранд спальные ватные мешки, матрацы, подушки, одеяла, предназначенные для сна на воздухе, должны храниться обязательно в теплом помещении, иначе они могут вызвать у детей сильное охлаждение во время сна.
Площадь помещения, где хранятся постельные принадлежности, должна быть не менее 5 м2, чтобы в особенно морозные и ненастные дни можно было туда внести раскладные кровати, освобождая веранду для прогулок детей. Площадь веранды должна быть такой, чтобы можно было расставить кровати для всех детей данной группы.
Чтобы сохранить тепловой режим в детских комнатах, выход на веранду следует устраивать из приемной или раздевальной, а не из групповой, иначе при многократном открывании дверей из групповой комнаты помещение переохладится.
В условиях юга рекомендуемые нами для средней полосы неотапливаемые остекленные веранды малоприемлемы: в жаркое время года они сильно перегреваются.
Иногда взамен веранд на участке вне здания строят остекленные павильоны. Опыт показывает, что для сна детей на воздухе использовать их трудно: павильоны расположены далеко от групповых комнат и носить или водить туда одетых для сна детей, особенно зимой или в дождливую погоду, очень тяжело.
Нужно учитывать также, что некоторые группы расположены на втором этаже и это еще более затрудняет связь с павильонами. Организация сна на воздухе при таких условиях требует много усилий и времени.
В некоторых детских учреждениях на верандах устраивают отопление. Против замены неотапливаемых веранд отапливаемыми возражают гигиенисты. На веранде во время сна детей окна должны быть открытыми.
Отапливаемая веранда этого не обеспечивает, так как при низкой температуре наружного воздуха открывание окон небезопасно для отопительной системы. Отапливаемыми верандами чаще всего пользуются как обычными спальнями, где дети спят при закрытых окнах или открытой фрамуге.
В помещениях отапливаемых веранд иногда размещают дополнительные группы. В таких случаях основные группы остаются без веранд, а дополнительные существуют с ограниченным набором помещений, что всегда ухудшает их санитарное и эпидемиологическое состояние.
Все это заставляет считать, что устройство отапливаемых веранд в детских учреждениях средней полосы, а тем более на юге СССР нецелесообразно.
Однако для холодного климатического пояса частично утепленные веранды рекомендовать можно, при условии постоянного доступа свежего воздуха и поддержания температуры от -1 до +8°. Для средней же климатической полосы наличие неотапливаемых веранд и правильное использование их обеспечит сон детей на свежем воздухе и прогулки в ненастную погоду.
Неотапливаемые веранды должны быть отделены от основных помещений теплым тамбуром.
Для хранения спальных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял, ватных мешков) в утепленном тамбуре или смежных с верандой помещениях должны быть встроенные шкафы — стеллажи с индивидуальными гнездами-ячейками по числу детей.

Спальня-веранда

В настоящее время здания яслей-садов проектируются универсальными (для дневного и круглосуточного пребывания детей).
Каждой групповой ячейке выделяется специальное (отдельное) помещение для сна детей — спальня-веранда. Площадь спальни-веранды для детей ясельного возраста составляет 36 м2 на каждую группу, для детей от 3 до 7 лет — 50 м2.
В яслях-садах, проектируемых в районах с холодным климатом, для сна детей ясельного возраста предусматриваются спальни площадью 40 м2, в каждой групповой ячейке дошкольного возраста — 54 м2.
Для ночного сна детей необходимо иметь стационарные кроватки с жестким ложем, по возможности плоским, чуть приподнятым в головном конце. Кроватки с мягким ложем вредны. Особено вредны раскладушки, обтянутые тканью. Сон в таких условиях приносит вред ребенку, так как способствует искривлению позвоночника. Применять раскладушки можно только для дневного отдыха (сна).
Кровати надо расставлять так, чтобы между ними оставалось пространство (желательно 50 см) и такое же расстояние было от окон. Все кровати желательно ставить параллельно окнам, чтобы обеспечить лучшую инсоляцию и проветривание в дневные часы.
Под окнами групповых комнат, спален, веранд запрещается располагать окна прачечной или стиральной комнаты, кухни, а также туалетных.

Комната для музыкальных занятий и гимнастики

В детских учреждениях ясли-сад предусматривается зал для музыкальных занятий и гимнастических упражнении площадью 75 м2 для зданий на 140 и 160 мест и 100 м2 — для зданий на 280 и 320 мест. В зале проводятся и детские праздники.
Важно чтобы это помещение имело хорошее естественное и искусственное освещение, легко проветривалось. Вместе с тем оно должно быть связано со всеми группами.
В зале необходимо иметь пособия для развития движении детей- гимнастическую стенку, стойки для прыжков, скамейки для упражнений в равновесии. Указанное оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей, быть прочным, гладким, без трещин и заусенцев и содержаться в неравном состоянии. Гимнастические стенки прочно прицепляют к полу и стене. Мелкие пособия: мячи, прыгалки, палки, обручи — хранят в стойках или шкафах.
В зале необходимо иметь музыкальный инструмент (пианино, рояль) и шкаф для музыкальных пособий, детские стулья.

Плавательный бассейн

В зданиях детских яслей-садов с количеством 140 мест и более, проектируемых для холодных климатических районов, а также в административно-хозяйственном корпусе комплексов яслей-садов на 560 и 640 мест, допускается проектирование крытых бассейнов с целью обучения детей плаванию.
Размеры ванн в таких бассейнах должны быть не менее 3X7 м, с глубиной не более 0,8 м. По периметру занна ограждена бортиком высотой 0,15 м, шириной 0,3 м. Обходные дорожки имеют ширину не более 1,5 м. Поверхность дна ванны и обходной дорожки должна быть не скользкой.
В закрытых бассейнах предусматриваются помещения: раздевальная, туалетная, душевая, помещение плавательного бассейна с ванной.
В местах выхода из душевой на обходную дорожку должна быть проходная ножная ванная размерами, исключающими возможность ее обхода. По направлению движения из душевой ширина ножной ванны должна быть не менее 0,8, глубина 0,1 м.
Температура поверхности пола обходных дорожек не менее 26° и не более 30°С.
Воду в бассейнах необходимо постоянно обновлять. Температура ее должна быть не менее 29°С и не более 35°С. Количество подаваемой в такой бассейн воды должно быть не менее 20% объема ванны.

Туалетная и ее оборудование

Туалетная объединяет умывальную, душевую, уборную. По существующим нормам площадь туалетной составляет: для детей до трехлетнего возраста 12 м2; для детей дошкольного возраста 16 м2.
В умывальных, душевых и уборных полы покрывают метлахскими плитками, стены облицовывают изразцовыми плитками на высоте 1,5 м.
В туалетной для детей первого года жизни должно быть следующее оборудование: умывальник с большой раковиной для подмывания детей; стол туалетный; стеллаж с индивидуальными ячейками для детских горшков; ванночка детская эмалированная на подставке (0,9 м от пола до борта ванны); кран для мытья рук персонала; шкаф для хранения уборочного инвентаря; отгороженный слив с краном над ним — для мытья детских горшков.
В туалетных для детей второго и третьего года жизни рекомендуется иметь следующее оборудование: два детских умывальника, расположенных в соответствии с ростом детей (высота раковины над полом 40 см, ширина 30 см); вешалки с индивидуальными ячейками для полотенец высотой 90 см от пола, душ-поддон (высота установки рожка над поддоном 1,5 м) или гибкий шланг; ножные ванночки разных типов со смесителем.
В туалетной для детей второго года жизни нужны стеллажи с горшками; выгороженный слив с краном для мытья горшков; умывальник для взрослых.
Детям третьего года жизни, кроме горшков, можно пользоваться невысокими унитазами.
Горшки и унитазы накрывать крышками не следует. Они должны всегда содержаться в чистоте. Для очистки и дезинфекции горшков хорошо иметь специальные камеры с механическим обливанием внутренних их поверхностей дезинфицирующим раствором. Это улучшит их очистку и уменьшит загрязнение рук персонала.

В умывальной для каждой группы детей дошкольного возраста положено иметь 4 умывальника (высота над полом 50 см), желательно с островным (в центре умывальной) расположением — тогда детям легче к ним подходить и удобней умываться, а персоналу легче производить уборку. При каждом умывальнике должно быть место для мыльниц с мылом. Хорошо повесить здесь зеркало.
Детские полотенца и предметы личной гигиены (зубные щетки и порошок для ночующих детей) хранят в открытых шкафчиках с индивидуальными ячейками (стаканчики для полоскания рта убирают в шкаф для посуды). Желательно, чтобы вешалки для детских полотенец имели приспособления для просушивания.

В умывальной находится мелкий душевой поддон (0,3 м от пола до борта поддона) с рожком на высоте 1,6 м от дна поддона или гибкий шланг; ножные ванночки; умывальник для взрослых.

В уборной должно быть 4 детских унитаза с открытыми кабинами размером 0,8X0,75 м с перегородками-экранами между ними. Высота перегородки 1,2 м, расстояние до пола 0,2 м, от потолка — 0,15 м. Туалетные для детей старшего дошкольного возраста следует проектировать с раздельными уборными для мальчиков и для девочек.

Высота унитаза для младших детей 25 см, для детей средней группы — 30 см, для старшей — 35 см. Сиденья нужно делать на винтах, на внутренней части сидений устраивают резиновые пробки. Для предупреждения загрязнения сидений обязательно делать в передней части вырезы (на 6-8 см). Спуски лучше делать педальные. В случае невозможности их устройства у обычных спусков нужно иметь ручку или кольцо.

Для мальчиков 5-7 лет целесообразно иметь писсуары.

В санитарном узле ставится шкаф или устраивается ниша с закрывающимися дверцами для хранения хозяйственного инвентаря примерно следующего размера: высота 170 см, ширина 55 см, глубина 45 см. В него должны вмещаться ведра, щетки, тряпки, дезинфицирующие растворы. В шкафу следует иметь приспособление для сушки уборочного инвентаря и вытяжки воздуха.

Изолятор или комната заболевшего ребенка

В детском дошкольном учреждении должна быть предусмотрена комната заболевшего ребенка или изолятор. Комнату заболевшего ребенка следует располагать на первом этаже вблизи лестничной клетки или одного из выходов. Она предназначается для изоляции детей с заболеваниями неинфекционного характера. Детей, больных острозаразными болезнями, в изоляторе задерживать не следует.

По действующим нормам в яслях-садах на 25, 50 и 90 мест предусмотрена комната заболевшего ребенка, размером от 8 до 12 м2. Во всех остальных зданиях яслей-садов предлагается изолятор. В детских учреждениях на 140 и 160 мест изолятор состоит из двух палат по 6 м2 каждая, приемной (4 м2) и туалетной (2 м2). В яслях-садах на 280 и 320 мест изолятор состоит из трех палат по 6 м2 каждая, приемной (6 м2), туалетной (4 м2).

В дошкольных учреждениях на 560 и 640 мест (комплекс яслей-садов) изолятор состоит из 4 палат по 6 м2 каждая, приемной (6 м2) и туалетной (4 м2).

Изолятор располагается на первом этаже здания, вблизи медицинской комнаты или кабинета заведующей. Для изолятора необходимо иметь самостоятельный вход с улицы. Лучшее покрытие пола в изоляторе и медицинской комнате — линолеум.
Чтобы обеспечить влажную уборку и применение дезинфицирующих средств, стены этих помещений на высоте 1,5 м покрывают масляной краской.

Оборудование изолятора составляют: кровати, умывальники для детей и для взрослых, приспособления для мытья и дезинфекции посуды, слив с краном над ним для очистки и мытья горшков, ванночка или душевой поддон.
В комнате заболевшего ребенка нужен умывальник для детей и кран для мытья посуды.

Медицинская комната

В медицинской комнате производится осмотр детей, взвешивание и измерение их, всякого рода лечебные процедуры, а также беседы с родителями.

Площадь медицинской комнаты составляет 6 м2, при вместимости детского учреждения 50 и 90 мест, 8 м2 в учреждении на 140 и 160 мест и 10 м2 — на 280 и 320 мест, 12 м2 — на 560 и 640 мест.

Медицинский кабинет нужно оборудовать весами, ростомером, шкафом для хранения инструментария и медикаментов, кушеткой, столом, стульями. Для кипячения инструментов следует иметь электроплитку.

Располагать кабинет врача нужно на первом этаже, ближе к выходу из здания, чтобы родители, приходящие к врачу, не проходили по помещению детского учреждения. Хорошо, если кабинет врача и изолятор (или комната заболевшего ребенка) располагаются в смежных помещениях.

Кабинет заведующей

Площадь кабинета заведующей составляет 9 м2 в яслях-саду вместимостью от 90 до 320 мест, при вместимости 560 и 640 мест — 10 м2.

Оборудование кабинета — столы, стулья для взрослых, диван для посетителей, два шкафа (один из них — для педагогической и детской литературы), вешалка.

Многообразие функций заведующей вызывает большой приток посетителей. Поэтому не следует располагать кабинет заведующей, так же как кабинет врача, рядом с детскими комнатами (тем более на втором этаже). Лучше, если кабинет заведующей помещается на первом этаже, вблизи входа в здание.

Пищеблок и оборудование

В состав пищеблока входят: кухня, заготовочная, моечная, раздаточная, кладовые для сухих продуктов и овощей.
Пищеблок в детском учреждении должен быть максимально изолирован от остальных помещений. Это диктуется, с одной стороны, необходимостью избежать проникновения газа и запахов из кухни в детские помещения, а с другой — оградить пищеблок от всякого рода загрязнения.

Загрязнение воздуха окисью углерода даже в небольших концентрациях при систематическом воздействии отражается на состоянии здоровья детей и работников пищеблока.

Учитывая это, необходимо применять разнообразные меры для защиты от проникновения газа, тепла, шума и запахов пищи из кухни в детские помещения.

При проектировании очень важно предусмотреть, где будет расположен пищеблок. С гигиенической точки зрения недопустимо, чтобы он находился рядом с проходным коридором. В таких случаях мимо кухни проходит большое количество людей. Это создает нежелательные контакты работников пищеблока с персоналом, обслуживающим детей, способствует загрязнению помещения возле пищеблока.

Во время одного из наших наблюдений в проходном коридоре яслей, куда выходит и пищеблок с раздаточным окном, с 7 до 13 часов люди прошли 179 раз, в результате чего состоялось 46 нежелательных встреч. В следующий день с 13 до 20 часов мимо кухни персонал и посторонние лица прошли 147 раз и произошло 23 встречи.

В другом детском учреждении кухня расположена на первом этаже с выходом в небольшой коридор, около вестибюля, ведущий во вспомогательные помещения. Общим входом в здание, кроме работников кухни, пользовался весь административно-хозяйственный персонал и две группы детей, комнаты которых были расположены на первом этаже. Отдельного входа в кухню не было.

Такая планировка пищеблока, поблизости от вестибюля, где происходит оживленное движение в течение всего дня, не может удовлетворять требованиям гигиены.

В один из дней с 7 до 13 часов количество переходов через вестибюль равно было 668, из них 144 раза состоялись встречи между проходящими. В другой день с 13 до 19 часов там же прошли 565 раз, была 131 встреча.

В этом же потоке людей персоналу приходится разносить пищу по группам.

Поэтому пищеблок, особенно в объединенном детском учреждении, где готовят и откуда разносят по группам много разнообразной пищи, надо изолировать от мест большого скопления и движения людей.

Необходимо, чтобы каждый пищеблок имел изолированный служебный вход со двора для подвоза и подноса продуктов, топлива, воды (при отсутствии водопровода) и удаления пищевых отходов, помоев, шлаков и т.д.

Отсутствие отдельного входа неблагоприятно отражается на санитарном содержании детского учреждения: через общий ход проносят в пищеблок продукты, в том числе овощи, что загрязняет вестибюль и вход в кухню.

По существующим санитарным нормам и правилам в объединенных дошкольных учреждениях вместимостью 90 мест и более, а также в зданиях, проектируемых для жаркого климатического района, рекомендуется устраивать со двора отдельный вход в кухню. Около двери, ведущей из пищеблока к внутреннему проходу в детское учреждение, отводят место (раздаточная) для отпуска питания по группам, куда оно поступает из кухни через специальное окно.

С этой целью в раздаточной ставят стол для получения персоналом питания для детей. При отсутствии специальной раздаточной выдача питания происходит через окно в двери, ведущей в кухню.

Размеры пищеблока (кухни, кладовой и др.) определяются рядом факторов, находящихся в прямой зависимости от характера детского учреждения, его вместимости, типа (с дневным или круглосуточным пребыванием детей), кратности питания, количества блюд на ребенка в день, ассортимента продуктов питания, местных условий, сезонности, метеорологических факторов, вида топлива, которое будет использоваться, размера его дневного запаса и др.

При определении размеров и планировки пищеблока в детских учреждениях необходимо учитывать наиважнейшее требование — обеспечение правильной последовательности кулинарной обработки пищевых продуктов, раздельного продвижения готовой пищи и сырья, подлежащего термической обработке, а также выполнения санитарных правил хранения и обработки пищевых продуктов.
С этой целью надо определить место для хранения выданных на текущий день продуктов, выделить площадь для кладовой (хранение сухих продуктов), овощехранилища, холодильных установок, освободившейся тары. Важно также иметь в виду количество и габариты кухонной посуды и предусмотреть место раздачи пищи по группам.

Специфика микроклиматических условий Крайнего Севера (сильные морозы, метели, снежные заносы и т. п.) заставляет в яслях-садах несколько увеличить площадь пищеблока, в том числе и кладовых для постоянного запаса продуктов.
Располагать помещения пищеблока желательно в следующей последовательности, начиная от служебного входа: продуктовая кладовая, заготовочная, моечная, кухня.

Кухня с моечной, заготовочной и раздаточная должны быть разделены оборудованием или перегородками — экранами.

В пищеблоках комплексов детских яслей-садов на 560 и 640 мест заготовочную следует размещать в отдельном помещении. Кладовую для хранения овощей и сухих продуктов располагают в пищеблоке. Проходные кладовые и проход в кладовую через кухню не допускаются.

Стены и потолки рабочих помещений в кухне должны быть оштукатурены и побелены, панели стен производственных помещений, охлаждаемых камер, возле моечных и т. д. покрыты масляной краской светлых тонов или облицованы изразцовой плиткой на высоту 1,8 м. Оклеивать стены и потолки бумагой или обоями запрещается.

Полы в кухне делать водонепроницаемыми (из керамической, метлахской плитки или из мраморной крошки). Они должны быть ровными, гладкими, без щелей, трещин, выступов и выбоин. Очень важно, чтобы помещения пищеблока были хорошо освещены.
Кроме общего освещения, желательно над столами иметь и местное освещение, светильники которого заключают в предохранительные колпаки (во избежание случайного попадания осколков стекла в пищу). Особое внимание надо уделять холодильным установкам, обеспечивающим хранение скоропортящихся продуктов.

Холодильное хозяйство должно быть сгруппированно в блоке или камере. В холодильной камере необходимо поддерживать соответствующую температуру в зависимости от характера, продуктов, например для мяса 0°, для фруктов +4°.
В охлаждаемых камерах естественное освещение не допускается.

Помещение кладовой для сухих продуктов должно быть чистым, сухим, хорошо освещенным, иметь вентиляцию. Продукты в кладовой надо расположить так, чтобы обеспечить достаточное их проветривание. Поэтому кладовую оборудуют стеллажами, ларями с отверстиями для доступа воздуха, обычными полками, шкафами и соответствующей тарой.

Хранение продуктов на полу (даже в таре) недопустимо. Стеллажи, лари, полки и шкафы должны быть приподняты над полом не менее чем на 15 см.

Хранение овощей и фруктов зимой в неотапливаемых помещениях на участке недопустимо. Они становятся непригодными для питания. При наличии в здании подвального помещения его можно отвести для овощехранилища. Но при этом должны быть сделаны соответствующие устройства для защиты от грунтовых вод, изоляции труб с горячей водой, а также вентиляция.
Нормальная температура воздуха в овощехранилище +2°, относительная влажность — 90 %. Помещение должно быть удобным для загрузки и разгрузки овощей, а также для их перемещения, если овощи необходимо будет перебрать.

Естественное освещение в овощехранилище не допускается. Овощехранилище обеспечивают приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побудителем; в холодное время года применяют отопление электрокалориферами.

Пристального внимания заслуживает оборудование кухни детских дошкольных учреждений.

Наличие, количество, размеры и расстановка санитарно-технического оборудования в кухне должны обеспечить правильную последовательность технологического процесса приготовления детского питания.

При нерациональной расстановке оборудования в кухне персоналу приходится в течение рабочего дня проделывать много лишнего труда. Подсчитано, что при работе человека в согнутом положении энергии расходуется в 14 раз, а стоя — в 3 раза больше, чем при работе сидя.

Поэтому в кухне целесообразно оборудовать специальные рабочие места в виде выдвижных досок-сидений высотой 65-70 см. Высота приборов и предметов кухонного оборудования (плит, моек, рабочих столов) определяется в 85-90 см.
Степень благоустройства кухни в значительной степени зависит от совершенства отдельных элементов оборудования.
Весьма целесообразно для пищеблока использовать электронагревательные плиты (взамен газовых или огневых плит на твердом топливе).

Первое и главное преимущество электрических плит — улучшение воздуха в помещениях. Но это не единственное их достоинство. Современная электрическая плита мощнее, следовательно, можно на ней быстрее готовить пищу; кроме того, она позволяет регулировать в широких пределах температуру конфорки и при приготовлении каждого блюда создать наиболее рациональный температурный режим. Это, естественно, отразится на качестве приготовления пищи.

В настоящее время санитарными нормами предусмотрено проектирование кухни преимущественно с электрическим оборудованием.
Примечания.

1. В газифицированных районах допускается применение газовых плит закрытого типа.

2. В яслях-садах до 50 мест (включительно), проектируемых для сельских населенных пунктов, допускается применение кухонных плит на твердом топливе при условии, что топка выходит в отдельное помещение.

В газифицированных кухнях во избежание накапливания в воздухе продуктов неполного сгорания газа, в том числе весьма вредного — окиси углерода, нужно иметь специальные приспособления, через которые отводятся в дымоход опасные для здоровья людей газы.

При отсутствии такого рода приборов кухню следует интенсивно проветривать, а летом — постоянно держать в ней окна открытыми. Чтобы газ не попадал в детские комнаты, двери в кухню надо держать плотно закрытыми.

За газовыми приборами необходим регулярный технический надзор. Критерием правильности размещения и работы газовых плит считается установленное лабораторным анализом санитарно-эпидемиологической станции полное отсутствие окиси углерода в воздухе кухни и смежных помещениях после 30 минут работы плиты.

Замена в существующих плитах горелок пламенного типа беспламенными позволит заметно уменьшить загрязнение бытовых помещений токсическими продуктами неполного сгорания газа и улучшит их микроклимат.

Расстояние от плиты до рабочих столов должно быть не менее 1,3 м при пользовании огневыми и газовыми плитами и не менее 1,0 м, если плита электрическая; надо, чтобы расстояние от плиты до раздаточного окна было не менее 1,5 м при фронтальном и 1,7 м при торцовом расположении плиты.

Ширина рабочего места у плиты на одного работающего составляет не менее 1,25 м.

Над кухонными плитами необходимо проектировать вытяжные кольцеобразные воздуховоды как с боковыми щитками, так и без щитков. Допускается также проектирование завес. Кольцевые воздуховоды удаляют 60%, а завесы — 75% тепла, выделяемого кухонной плитой.

В детских учреждениях применяются плиты ресторанного типа. Использование бытовых плит в детских учреждениях с гигиенической точки зрения недопустимо: размеры кухонной посуды больше конфорок этих плит; поэтому одну кастрюлю устанавливают на все одновременно зажженные конфорки; при этом избыток газа остается неиспользованным и поступает в помещение кухни.

Плита должна быть удобно расположена в отношении освещения и доступа к ней и иметь необходимое количество конфорок в зависимости от количества детей в учреждениях.

В тех случаях, когда плиты изготовляют на месте, нужно учесть следующее: кирпичная плита покрывается снаружи изразцами или железом, покрашенным печным лаком. Это обеспечивает содержание плиты в чистоте.

По периметру плиты ставят металлические поручни во избежание ожогов (о нагретые части плиты); недопустимо, чтобы на поверхности плиты были трещины, неровности, щели; духовые шкафы должны обеспечить хороший тепловой эффект (не менее 180°); у огневых плит топки лучше делать выносными (в прилегающий коридор или тамбур).

Кухни, где плита нагревается твердым топливом, следует оборудовать специальными ящиками для хранения однодневного запаса дров или угля. Очистка топок производится тогда, когда еще не начиналась готовка пищи. Эта процедура, как и разведение, поддержание огня, не должна загрязнять кухню. Совки, топор, лопатки и другое оборудование, связанное с поддержанием огня и уборкой топки, нужно аккуратно складывать в определенном месте.

Схема расположения остального оборудования кухни должна быть строго подчинена последовательности рабочего процесса приготовления пищи.

Технологическое оборудование — электрокипятильник, овощерезка, картофелечистка и др.- должны быть расположены таким образом, чтобы к ним был обеспечен свободный доступ и при их эксплуатации соблюдались правила техники безопасности.
Для обработки продуктов необходимо иметь не менее двух столов: один — для сырых продуктов, другой — для вареных. При покрытии столов рекомендуется пользоваться алюминием, дюралюминием или оцинкованным железом (для сырого мяса и рыбы): они хорошо поддаются очистке и дезинфекции.

Совершенно недопустимо использовать старые деревянные столы со щелями или покрытыми старой клеенкой. Они плохо поддаются очистке, в щелях задерживаются грязь и микробы, которые при постоянной высокой температуре воздуха в кухне и увлажнении могут длительное время сохранять свою жизнеспособность и стать источником желудочно-кишечных инфекций, в частности острых пищевых отравлений (токсикоинфекций).

Там, где размеры кухни не позволяют установить несколько столов, нужно пользоваться специальными разделочными досками, сделанными из дерева твердой породы (дуб, бук, ясень и др.), гладкими, без щелей. Каждая из них должна иметь на ручке или сбоку обозначения: СМ (сырое мясо), СР (сырая рыба), СО (сырые овощи), ВМ (вареное мясо), ВР (вареная рыба), ВО (вареные овощи).
Размеры досок: длина 50-60 см, ширина 30-40 см, толщина 3-4 см. Использовать доски не по назначению категорически запрещается.

Разделочные доски после употребления необходимо тщательно промывать горячей водой, мочалкой или щеткой, высушивать и хранить в сухом чистом месте. Чтобы разделочные доски не загрязнялись и не соприкасались друг с другом, их следует ставить в специальный шкаф или на полку с гнездами. С этой же целью в некоторых детских учреждениях пользуются для каждой доски специальными марлевыми чехлами или вешают их в ряд на отдельные крючки.

В помещении пищеблока устанавливают шкафы: для хранения однодневного запаса сухих продуктов и для кухонного инвентаря. В небольших детских учреждениях, где площадь кухни не позволяет поставить шкафы, для этих же целей под крышками столов устраивают съемные полки и делают навесные дверцы, раскрывающиеся по всей длине передней стенки. Пищеблок должен быть оборудован достаточным количеством кухонной посуды. Лучше всего пользоваться посудой алюминиевой и из нержавеющей стали. Она безвредна, не изменяет цвета пищи, легко моется и очищается.

Для мытья кухонной посуды следует иметь специальную большую (80 X 80 X 50 см) двухкамерную ванночку (железная, луженая, из нержавеющей стали, дюралюминиевая) со смесителем. В места присоединения ванны к канализаций следует предусматривать воздушный разрыв струи (10 мм) для предупреждения в случаях засорения канализации попадания сточных вод в ванну.

Чтобы сточное отверстие в ванне не закрывалось посудой, его лучше устраивать сбоку. Дно ванны должно иметь уклон в сторону стока. При отсутствии водопровода и канализации мытье производится в специально выделенных для этой цели бачках, тазах или ведрах. Предварительно посуду механическим путем (щеткой, деревянной лопаточкой, мочалкой) освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой (температура 45-50°), ополаскивают кипятком (не ниже 70°), кладут на стеллажи и высушивают в сушильном шкафу на специально сделанных решетчатых полках или на плите.

Ванну для мытья посуды использовать для других целей недопустимо.

Над мойкой устраивают решетчатые металлические или деревянные (на кронштейнах) стеллажи для посуды, с которой стекает вода после мытья. Для более крупной посуды и инвентаря рядом с ванной устанавливают 3-ярусный стеллаж. Установка решеток над плитами запрещается.

Мелкие деревянные предметы (веселки, скалки, лопатки) после окончания работы следует мыть, обваривать кипятком и просушивать.

В тех случаях, когда нет подводки горячей воды или отсутствует водопровод, в помещении пищеблока следует заранее готовить кипяток, необходимый для мытья посуды (кухонной и детской столовой и чайной), пола, игрушек и других предметов. Для этого в кухне нужно иметь кипятильник.

Лучше всего этим целям служит электрокипятильник, но можно применять и огневой кипятильник.

Чтобы избежать частого прихода персонала в пищеблок за кипятком, рекомендуется (где это возможно) установить второй водогрейный прибор вне пищеблока или вывести через стену в прилегающее помещение (коридор или тамбур) разборный кран для горячей воды с раковиной. Во избежание ожогов допускать детей в это помещение запрещается.

Очистку и подготовку к варке овощей, мяса нужно проводить только в заготовочной или в другом специально выделенном для этих целей месте.

Чтобы мыть овощи и другие сырые продукты, нужен специальный кран и раковина, а там, где нет водопровода и канализации, должно быть отведено специальное место и посуда. Кран и раковина для мытья овощей должны находиться на таком расстоянии от мойки, чтобы на нее не падали брызги.

Все краны для мытья посуды, продуктов, рук должны быть маркированы и расположены в разных местах кухни, по возможности дальше друг от друга, чтобы избежать соприкосновения необработанных продуктов (немытые и неочищенные овощи, мясо, рыба) с продуктами, не подлежащими термической обработке (масло, хлеб, готовые блюда).

Прачечная

В объединенном дошкольном учреждении ясли-сад приходится стирать детское белье. Размещение прачечной в одном здании нежелательно, так как загрязняется воздух детских помещений, ухудшается его микроклимат, избыток влаги в помещениях ведет к разрушению здания. Поэтому прачечную лучше строить отдельно.

Если прачечная находится внутри здания, нельзя допускать, чтобы пар и запах проникали в детские комнаты. Для этого перед входом в прачечную следует сделать тамбур и во время стирки белья двери держать закрытыми.

Нельзя располагать вход в стиральную-разборочную против входа в детские комнаты или кухню. Для проветривания прачечной надо предусматривать современную приточно-вытяжную вентиляцию.

Выстиранное белье не должно соприкасаться с грязным. Поэтому входы для сдачи грязного белья и получения чистого в яслях-садах должны быть отдельными.

В зданиях яслей-садов на 90 мест и более, а также в зданиях, проектируемых для жаркого климатического района, из стиральной-разборочной и сушильной-гладильной проектируется отдельный выход.
В прачечной необходимо иметь вместительный ларь для хранения грязного белья, сушильную комнату, помещение для глажения (можно в комнате для хранения чистого белья).

Размер площади прачечной нормируется следующим образов: в яслях-садах на 90 мест — 16 м2, на 140 и 160 мест — стиральная-разборочная 14 м2 и при ней 10 м2 сушильная-гладильная; на 280 и 320 мест — 18 м2 и сушильная-гладильная 12 м2.

В комплексах детских яслей-садов на 560 и 640 мест стиральная-разборочная предусматривается размером 25 м2 и сушильная-гладильная 15 м2.

В яслях-садах на 25 мест (летом до 50 мест) площадь стирально-разборочной (совмещенной с сушильной-гладильной) составляеют 10 м2; на 50 мест (летом до 95 мест) — 14 м2; на 90 мест (летом до 180 мест) — 20 м2.
Помещения стиральной-разборочной и сушильной-гладильной располагаются смежно.

Для сдачи грязного белья необходим специальный шлюз с окном, открывающимся в сторону стиральной-разборочной. Не допускается расположение входа в стиральную-разборочную напротив входа в помещение групповой ячейки или пищеблока.
Прачечные оборудуются стиральными машинами, центрифугами для отжима белья, ванными для замачивания и для стирки белья.
Особого внимания в детских учреждениях заслуживают вопросы дезинфекции белья. На загрязненном белье обычно находится значительное количество микроорганизмов, среди которых часто встречаются и болезнетворные, а также яйца глистов.
В целях профилактики и тем более при наличии тех или иных заболеваний белье в детском учреждении подлежит обязательному кипячению. При проектировании зданий детских учреждений необходимо это предусматривать.

Не менее важно устройство сушильных шкафов. Проектируемые в настоящее время сушильные шкафы не всегда удовлетворяют нужды детского учреждения. Они недостаточны по объему, малоэффективны по температурным возможностям, имеют неудобное устройство.

Наиболее целесообразно сушильные проектировать с кулисным шкафом (выдвижные). Они имеют больший объем и удобны для эксплуатации. Для бесперебойной сушки детского белья в сушильных шкафах должна быть всегда высокая температура.
Стирать детское белье можно и в централизованной прачечной. С этой целью лучше пользоваться специализированной прачечной, обслуживающей ислючительно детские учреждения.



Комментировать